Анализ рынка и выбор формата магазина
Рынок автозапчастей меняется под влиянием внешних причин: продажи новых автомобилей падают, растёт вторичный рынок и объём параллельного импорта, комплектующие ввозят из новых регионов из-за санкций, а бизнес активнее переходит к цифровым каналам продаж.
При этом даже в периоды экономической нестабильности спрос на запчасти остаётся высоким — они нужны как частным клиентам, так и сервисным центрам.
Текущее состояние рынка автозапчастей
Российский рынок по-прежнему крупный, хотя он чувствителен к внутренней экономике, курсу валют и импорту. Растут отдельные сегменты — например, рынок запчастей для грузовиков и сегмент шин. Большую долю вторичного рынка занимают шины, элементы подвески, тормозные компоненты и масла. Наиболее дефицитные — автозапчасти на европейские, японские и корейские марки.
Начало 2025 года было непростым: из-за сокращения поставок из Европы, Японии, Кореи и США в российских магазинах стало меньше оригинальной продукции. Её место постепенно заняли китайские и отечественные аналоги. Увеличились сроки доставки оригинальных деталей через ОАЭ, а на фоне падения курса рубля к концу года оригинальные запчасти могут подорожать на 40%, китайские — на 15–20%.
Между собой конкурируют официальные дилеры с оригинальными запчастями, крупные сетевые ритейлеры, маркетплейсы и мелкие магазины или оптовики. При этом маркетплейсы и интернет-магазины всё больше давят на офлайн-точки — они выигрывают за счёт скорости доставки, удобного поиска по VIN-коду или артикулу.
Основные форматы магазинов
Перед запуском нужно выбрать подходящую модель развития. Наиболее распространённые форматы: