Александр Мишин
Генеральный директор
Колёса Даром
Смотреть

Своя дорога: как «Колёса Даром» сочетает офлайн и онлайн без зависимости от маркетплейсов

«Колёса Даром» — один из ведущих дистрибьюторов автошин, мотошин и колёсных дисков в России. Бренду уже более 25 лет. В компании уверены: клиент приходит не просто за комплектом шин, а за спокойствием и качественным сервисом.

Поговорили с Александром Мишиным, генеральным директором «Колёса Даром», о стратегии компании, привычках покупателей и о том, что ждёт рынок в ближайшие годы.

Александр Мишин
Генеральный директор
Колёса Даром
Смотреть
Расскажите, как сейчас устроена ваша модель продаж? Какие каналы для вас ключевые, а какие второстепенные?
Сегодня в офлайне мы представлены собственными шинно-сервисными центрами — сейчас их 145 по всей стране, и число постоянно растёт. Есть и франшизная сеть — это ещё 110 независимых центров. 

Помимо этого, развиваем сеть партнёрских пунктов выдачи заказов — их уже больше 130, что даёт нам хорошее покрытие там, где ещё не открыты сервисы.

Одно из достижений — наш собственный е-com — крупнейший интернет-магазин в России по версии Data Insight. В категории автотоваров мы несколько лет подряд держим лидерство. 

Ну и, конечно, маркетплейсы. Мне бы не хотелось, чтобы доля канала продаж через маркетплейсы превышала 5%, потому что они не приводят на рынок новых клиентов, а «отъедают» от уже существующих каналов. Продажи на маркетплейсах — это своего рода «мыльный пузырь», который может лопнуть в любой момент: партнёры поднимают процент комиссии и все селлеры покидают маркетплейсы вместе с ассортиментом, ведь продавать там становится нерентабельно. Если доля канала составляет более 5%, то под маркетплейсы придётся развивать целую инфраструктуру: закупки, склады, операторы, ПО. Когда «мыльный пузырь» лопается, а инфраструктура уже развёрнута, получается как в сказке Пушкина: «… и остался старик со своей старухой у разбитого корыта». Но и бояться идти на маркетплейсы тоже нельзя. Чтобы не просидеть у своего «разбитого корыта» всю жизнь, не сделав ничего для увеличения продаж и эффективности бизнеса.

Что маркетплейсы дают вашему бизнесу, а что, наоборот, отнимают? Почему вы так упорно развиваете собственные каналы?
Это философский вопрос. На маркетплейсах всегда найдутся продавцы, которые «сливают» товар, и в итоге ты оказываешься не первым, а пятым-десятым в выдаче. Поэтому присутствие на них — это скорее работа на узнаваемость: бренд представлен на площадках.

Тем не менее, мы честно стараемся удерживать рентабельность и умеем там зарабатывать. Думаю, мы одни из немногих, кто в этом канале продаж может показать положительный P&L. Продавцы сначала радуются большим объёмам и громким «мы номер один», а когда считают экономику, понимают: доходность отрицательная. Рынок знает не один десяток примеров, когда средние компании занимали лидирующие позиции в категории, а теперь их не видно в топ-10. Удерживать прибыльность здесь очень сложно, но у нас это получается.

В шиномонтажном бизнесе доход от продажи шин — не основной заработок. Достаточно большая доля маржи у нас в услугах: сезонное хранение, шиномонтаж, мелкий ремонт, заправка кондиционеров. Этого маркетплейс дать не может.
Есть и другая причина развивать свои каналы. Маркетплейсы сначала привлекают бизнес, а потом начинают «выкручивать руки». Я уверен, что в первом квартале 2026 календарного года мы увидим, как многие компании будут оттуда уходить. Но уйти будет некуда, если сейчас не вкладываться в собственные площадки.

Что важно? Сильный e-com, который продаёт и конвертирует. Офлайн-магазины со стоком «здесь и сейчас», а не на виртуальных остатках. Иначе вывод товара с маркетплейса обернётся убытком: дешевле распродать со скидкой, чем платить за пикинг и возврат.

Шиномонтажное ремесло стоит на «трёх китах»: доверие к бренду, профессиональное оборудование и команда специалистов. Люди приходят туда, где уверены в качестве, и знают, что получат полноценный сервис. Всё это — наша каменная розница. Именно поэтому для нас так важно развивать собственные каналы и не отдавать бизнес маркетплейсам.
Что мотивирует клиента идти за шинами на маркетплейс, а что — в «Колёса Даром»?
За шинами Michelin клиент на маркетплейс не пойдёт. Там ориентируются в первую очередь на стоимость: ищут скидки, кешбэки, бонусы. Я и сам такой же — найдя подходящий товар, всегда сравниваю с ценами на маркетплейсах. Они могут расходиться и на тысячи. Это не про удобство, а именно про выгоду, не про сервис.

При этом мы видим и другую картину: те, кто раньше покупал у нас дорогие шины, продолжают делать это. Особенно в сезон, когда спрос взлетает в десятки раз.

В зимний сезон клиенты хотят всё и сразу: купить шины и диски, переобуть машину, оставить летние шины на хранение. И ни одна логистика этого не выдерживает — товар крупногабаритный. Тут побеждает офлайн «Колёса Даром» со стоком на месте и сервисом под ключ.
Покупатели разделились на два лагеря. Одни — «онлайнеры», которым достаточно кликнуть и подождать доставку. Другие — «гладиаторы офлайна» (от слова «гладить»): им важно прийти, пощупать, погладить, понюхать, поговорить. Мы это видим на примере Казани: наш магазин много лет лидер по продажам, и несмотря на развитие маркетплейсов, люди продолжают ходить туда, как раньше.

Могу сказать так: на маркетплейсах покупают те, кому нужна самая низкая цена, иногда даже в ущерб срокам доставки. У нас же остаются клиенты, для которых важны ассортимент, качество, сервис и возможность всё сделать сразу в одном месте.

Офлайн-розница и онлайн существуют параллельно. Вопрос именно в маркетплейсах. Всё чаще слышен голос бизнеса: «Мы не хотим там торговать, это невыгодно». И постепенно до рынка доходит простая мысль: больших продаж ради красивых цифр недостаточно — бизнес должен быть рентабельным.

Можно ли доверять качеству и оригинальности товаров на маркетплейсе в категории шин?
Я был на нескольких европейских производствах и могу точно сказать: шина — это высокотехнологичный продукт. Подделывать её невыгодно и крайне сложно: построить завод стоит сотни миллионов долларов. Ни один здравомыслящий бизнес на это не пойдёт. Конечно, есть «умельцы», которые переклеивают маркировку или меняют год выпуска на боковине шины. Но глобально — все шины на рынке оригинальные. 

Здесь история ближе к обуви: есть премиальная итальянская пара за 100 тысяч и брендовая за 20 тысяч. Обе настоящие, обе удобные, просто одна моднее, другая — попроще, но тоже качественная. Аналогичная ситуация в шинном бизнесе. Есть модели, которые в узких кругах считаются модными и пафосными: у них чуть лучше характеристики по шумоподавлению или сроку службы. А есть шины попроще, заточенные на одно — держать дорогу, хорошо тормозить и разгоняться. Они могут быть мягче, что иногда влияет на управляемость в заносах. Но и те, и другие — абсолютно оригинальные.

Бытует ещё одно заблуждение — будто шины старше трёх лет уже нельзя использовать. Но всё зависит от условий хранения. Если держать их на солнце, как я однажды видел на балконе в Петербурге, свойства действительно теряются. Но при правильном хранении эксплуатационные качества сохраняются и после трёх лет. У нас в «Колёса Даром» всё организовано именно так. И шины все свежие, ещё «тёплые» из вулканизаторов. 

Чтобы обезопасить себя от проблем, лучше брать у лидеров рынка. В шинах нет такой разницы в цене, чтобы одна стоила в разы дешевле другой — всё примерно в одном диапазоне, с поправкой на бренд, размер и сезонность.

Я всегда говорил и продолжаю говорить: смартфоны надо покупать у авторизованных реселлеров, а шины — у профессионалов. Только там тебе не просто продадут товар, но и правильно установят, обслужат, предложат хранение. А покупать Michelin и потом ставить его «в гараже» ради экономии — это из той же серии, как купить айфон и заряжать его зарядкой за 500 рублей.
Какие финансовые инструменты востребованы у ваших клиентов? Кто ими чаще пользуется?
Мы принимаем все возможные способы оплаты: наличные, банковские карты, карты рассрочки, подарочные сертификаты. Активно используем BNPL-сервисы и кредитование.

Про подарочные сертификаты отдельно скажу. Перед Новым годом это популярный подарок мужчинам, но всё чаще их покупают и для женщин. Мы продаем много сертификатов, особенно перед гендерными праздниками. Часто их покупают наши партнёры и дарят своим друзьям. Уже второй год подряд директор по продажам европейского вендора закупает у нас сертификаты — говорит, это лучший подарок.

Если говорить про BNPL, то это сегодня один из самых востребованных инструментов. Мы подключены к разным сервисам, но лидирует Яндекс Сплит: клиенты доверяют ему больше, а процент одобрения выше. Видим, что в сезон он сильно повышает конверсию — буквально в разы. Вне сезона доля кредитных продуктов не растёт, но в горячий период оплата частями работает очень заметно. 

И ещё один момент: BNPL повышает средний чек. Люди хотят ездить на Michelin, Pirelli и Icon, но не всегда могут сразу позволить себе комплект за 50-80 тысяч. Оплата частями решает эту проблему.

Что касается аудитории: BNPL больше всего востребован у клиентов до 30 лет. Старшее поколение — рождённые, условно, до конца 80-х — чаще говорит: «Мы живём на свои деньги». А молодёжь активно охотится за кешбэком. Если им предложить оплату частями с бонусами, то вероятность того, что они выберут BNPL, очень высокая.

Мы видим, что сейчас банки и BNPL-сервисы щедро стимулируют клиентов: предлагают кешбэки, которые в случае шин могут быть весьма значительными. Средний комплект стоит 50 тысяч рублей и выше — и кешбэк может составлять 4–10 тысяч. Кроме того, остаётся востребованным и классическое кредитование. Чаще всего его выбирают те, кому BNPL по каким-то причинам не одобрили. Мы даже пробовали инструмент с выдачей средств под залог автомобиля, но он оказался неактуальным — клиенты не готовы закладывать машину ради комплекта шин.

У вас есть программа лояльности или какие-то механики, которые помогают удерживать клиентов?
Формальной программы лояльности у нас пока нет. Звучит непривычно, но мы сознательно сделали ставку на другое: качественный сервис, внимание и доверие клиентов. Если человек купил у нас шины, сдал их на сезонное хранение, два раза в год приезжает на переобувку, а иногда просто заходит попить чаю и пообщаться с нашими ребятами — разве это не самая настоящая лояльность? У нас есть такие примеры, особенно в Казани: клиенты из соседних домов заходят просто «к своим», потому что знают команду уже много лет.

Мы используем рассылки. Но это не столько маркетинг, сколько забота о клиенте. Следим за прогнозом: если через неделю температура падает ниже нуля, напоминаем владельцам, у которых шины на сезонном хранении, что пора записываться на шиномонтаж. Это удобно и для клиента, и для нас. Человек не теряет время в сезонных очередях, а мы равномернее распределяем нагрузку. Те, у кого есть машина, понимают, что в «переобувочный» сезон иногда приходится ехать ночью на сервис или даже самому гайки крутить. Мы хотим избавить клиентов от этой рутины.

Наша идеология проста: думать за клиента, снимать с него заботы и делать всё быстро, качественно и по честной цене. Мы знаем регионы, где за шиномонтаж можно увеличить цену в два раза и больше. Но принципиально держим планку — на грани рентабельности или чуть выше. Потому что долгосрочная лояльность для нас важнее сиюминутной выгоды.
speaker
speaker
Какие каналы вы используете для привлечения новых клиентови как формируете доверие к бренду?
Мы задействуем все современные инструменты. Это и контекстная реклама, и e-mail-рассылки, и партнёрские акции. Мы есть на всех геосервисах — Яндекс Картах, 2GIS, отзовиках, — потому что для нас важно не только, чтобы клиент видел рекламу, но и чтобы мог построить маршрут прямо до шинного центра. Мы следим за репутацией, работаем с отзывами. Холодные звонки не используем — считаем, что это как «ломать клиента через колено», а такой подход точно не формирует лояльность.

Иногда пробуем нестандартные ходы. Например, в одном регионе размещали промокоды прямо в шкафчиках спортклуба — смотрели, сколько клиентов это приведёт. Работает и сарафанное радио: клиенты часто отмечают нас в соцсетях, пишут «спасибо за шиномонтаж». Для нас это особенно ценно, ведь колёса — единственная часть автомобиля, которая соприкасается с дорогой, и от качества работы зависит безопасность. Когда к нам приезжают семьями, мы понимаем, что ответственность возрастает вдвойне — и это мотивирует делать сервис максимально надёжным.

Бывает, что даже негативные ситуации оборачиваются ростом. Несколько лет назад мы сорвали срок доставки мотошины одному известному артисту. Он эмоционально рассказал об этом в соцсетях, и наша компания неожиданно получила всплеск брендовых запросов и рост доставки в несколько раз. Мы быстро извинились, компенсировали задержку, а заодно запустили новую механику: если не привезём вовремя — доставка за наш счёт. В итоге из неприятного эпизода получилось сильное маркетинговое решение, которое до сих пор работает.

Как устроена ваша система доставки?
Шины — товар крупногабаритный, и логистика здесь играет ключевую роль. Мы работаем почти по всей стране, кроме Дальнего Востока — если везти шину куда-нибудь за Байкал, можно потратить на доставку столько же, сколько она стоит. У нас есть порог бесплатной доставки, чтобы курьер не возил ароматизатор для салона или перчатки. Он зависит от региона: где-то это 10 тысяч рублей, где-то — 5 тысяч. Но в итоге комплект шин мы почти всегда везём бесплатно.

Есть экспресс-доставка: мы декларируем 2–3 часа, на практике часто успеваем быстрее. Но оставляем запас — в городах-миллионниках пробки никто не отменял. Для дальних населённых пунктов, где нет наших центров, подключаем курьерские компании.

Активно развиваем сеть партнёрских пунктов выдачи — сейчас их уже больше ста тридцати. Если у кого-то есть шиномонтаж, он может подключиться: мы привезём туда заказ, заплатим за выдачу, а владелец шиномонтажа дополнительно заработает на услугах. Это win-win модель.
Ну и, конечно, остаётся самовывоз из розницы — это всё ещё один из самых популярных способов.
Если заглянуть на несколько лет вперёд, каким вы видите рынок?
Ситуация сейчас непростая. Ключевая ставка постепенно снижается, но на потребительский спрос это будет влиять не сразу. Думаю, ещё год мы проживём в состоянии неопределённости: люди будут держать деньги на счетах и не торопиться тратить их на машины или крупные покупки.

Когда кредиты подешевеют, это подтолкнёт спрос на новые автомобили. А дальше всё по цепочке: новые машины приезжают только на летней резине — значит, сразу потребуется зимняя. Через 2–4 года появится спрос на новые летние шины для этих автомобилей.

Если говорить о рынке шин, то сейчас он сокращается на 10–50% в зависимости от региона. В такой ситуации мелким фирмам очень трудно выжить: не все умеют быстро оптимизировать расходы.

На рынке удержатся самые сильные и гибкие игроки. В кризис выигрывает тот, кто действует быстрее и эффективнее других. И я уверен, что «Колёса Даром» — как раз из таких компаний.
Что касается маркетплейсов, то, думаю, через год ситуация изменится радикально. История всегда движется по спирали. Сначала были вещевые рынки, потом стрит-ритейл, затем торговые центры. Дальше — интернет-магазины, а от них мы снова пришли к рынку, только в цифровом виде, то есть к маркетплейсам. Следующий виток спирали снова вернёт нас к офлайну и интернет-продажам, но в новом формате. Поэтому нельзя прекращать развитие каменной розницы и собственных онлайн-каналов продаж. А продажи через маркетплейсы стоит выделить в отдельное направление и понимать, что спустя время они могут сократиться или вообще пропасть в корзине каналов.
Wed Oct 29 2025 15:03:24 GMT+0300 (Moscow Standard Time)