Колёса Даром
Своя дорога: как «Колёса Даром» сочетает офлайн и онлайн без зависимости от маркетплейсов
Поговорили с Александром Мишиным, генеральным директором «Колёса Даром», о стратегии компании, привычках покупателей и о том, что ждёт рынок в ближайшие годы.
Колёса Даром
Помимо этого, развиваем сеть партнёрских пунктов выдачи заказов — их уже больше 130, что даёт нам хорошее покрытие там, где ещё не открыты сервисы.
Одно из достижений — наш собственный е-com — крупнейший интернет-магазин в России по версии Data Insight. В категории автотоваров мы несколько лет подряд держим лидерство.
Ну и, конечно, маркетплейсы. Мне бы не хотелось, чтобы доля канала продаж через маркетплейсы превышала 5%, потому что они не приводят на рынок новых клиентов, а «отъедают» от уже существующих каналов. Продажи на маркетплейсах — это своего рода «мыльный пузырь», который может лопнуть в любой момент: партнёры поднимают процент комиссии и все селлеры покидают маркетплейсы вместе с ассортиментом, ведь продавать там становится нерентабельно. Если доля канала составляет более 5%, то под маркетплейсы придётся развивать целую инфраструктуру: закупки, склады, операторы, ПО. Когда «мыльный пузырь» лопается, а инфраструктура уже развёрнута, получается как в сказке Пушкина: «… и остался старик со своей старухой у разбитого корыта». Но и бояться идти на маркетплейсы тоже нельзя. Чтобы не просидеть у своего «разбитого корыта» всю жизнь, не сделав ничего для увеличения продаж и эффективности бизнеса.
Тем не менее, мы честно стараемся удерживать рентабельность и умеем там зарабатывать. Думаю, мы одни из немногих, кто в этом канале продаж может показать положительный P&L. Продавцы сначала радуются большим объёмам и громким «мы номер один», а когда считают экономику, понимают: доходность отрицательная. Рынок знает не один десяток примеров, когда средние компании занимали лидирующие позиции в категории, а теперь их не видно в топ-10. Удерживать прибыльность здесь очень сложно, но у нас это получается.
Что важно? Сильный e-com, который продаёт и конвертирует. Офлайн-магазины со стоком «здесь и сейчас», а не на виртуальных остатках. Иначе вывод товара с маркетплейса обернётся убытком: дешевле распродать со скидкой, чем платить за пикинг и возврат.
При этом мы видим и другую картину: те, кто раньше покупал у нас дорогие шины, продолжают делать это. Особенно в сезон, когда спрос взлетает в десятки раз.
Могу сказать так: на маркетплейсах покупают те, кому нужна самая низкая цена, иногда даже в ущерб срокам доставки. У нас же остаются клиенты, для которых важны ассортимент, качество, сервис и возможность всё сделать сразу в одном месте.
Офлайн-розница и онлайн существуют параллельно. Вопрос именно в маркетплейсах. Всё чаще слышен голос бизнеса: «Мы не хотим там торговать, это невыгодно». И постепенно до рынка доходит простая мысль: больших продаж ради красивых цифр недостаточно — бизнес должен быть рентабельным.
Здесь история ближе к обуви: есть премиальная итальянская пара за 100 тысяч и брендовая за 20 тысяч. Обе настоящие, обе удобные, просто одна моднее, другая — попроще, но тоже качественная. Аналогичная ситуация в шинном бизнесе. Есть модели, которые в узких кругах считаются модными и пафосными: у них чуть лучше характеристики по шумоподавлению или сроку службы. А есть шины попроще, заточенные на одно — держать дорогу, хорошо тормозить и разгоняться. Они могут быть мягче, что иногда влияет на управляемость в заносах. Но и те, и другие — абсолютно оригинальные.
Бытует ещё одно заблуждение — будто шины старше трёх лет уже нельзя использовать. Но всё зависит от условий хранения. Если держать их на солнце, как я однажды видел на балконе в Петербурге, свойства действительно теряются. Но при правильном хранении эксплуатационные качества сохраняются и после трёх лет. У нас в «Колёса Даром» всё организовано именно так. И шины все свежие, ещё «тёплые» из вулканизаторов.
Чтобы обезопасить себя от проблем, лучше брать у лидеров рынка. В шинах нет такой разницы в цене, чтобы одна стоила в разы дешевле другой — всё примерно в одном диапазоне, с поправкой на бренд, размер и сезонность.
Про подарочные сертификаты отдельно скажу. Перед Новым годом это популярный подарок мужчинам, но всё чаще их покупают и для женщин. Мы продаем много сертификатов, особенно перед гендерными праздниками. Часто их покупают наши партнёры и дарят своим друзьям. Уже второй год подряд директор по продажам европейского вендора закупает у нас сертификаты — говорит, это лучший подарок.
И ещё один момент: BNPL повышает средний чек. Люди хотят ездить на Michelin, Pirelli и Icon, но не всегда могут сразу позволить себе комплект за 50-80 тысяч. Оплата частями решает эту проблему.
Мы видим, что сейчас банки и BNPL-сервисы щедро стимулируют клиентов: предлагают кешбэки, которые в случае шин могут быть весьма значительными. Средний комплект стоит 50 тысяч рублей и выше — и кешбэк может составлять 4–10 тысяч. Кроме того, остаётся востребованным и классическое кредитование. Чаще всего его выбирают те, кому BNPL по каким-то причинам не одобрили. Мы даже пробовали инструмент с выдачей средств под залог автомобиля, но он оказался неактуальным — клиенты не готовы закладывать машину ради комплекта шин.
Мы используем рассылки. Но это не столько маркетинг, сколько забота о клиенте. Следим за прогнозом: если через неделю температура падает ниже нуля, напоминаем владельцам, у которых шины на сезонном хранении, что пора записываться на шиномонтаж. Это удобно и для клиента, и для нас. Человек не теряет время в сезонных очередях, а мы равномернее распределяем нагрузку. Те, у кого есть машина, понимают, что в «переобувочный» сезон иногда приходится ехать ночью на сервис или даже самому гайки крутить. Мы хотим избавить клиентов от этой рутины.
Иногда пробуем нестандартные ходы. Например, в одном регионе размещали промокоды прямо в шкафчиках спортклуба — смотрели, сколько клиентов это приведёт. Работает и сарафанное радио: клиенты часто отмечают нас в соцсетях, пишут «спасибо за шиномонтаж». Для нас это особенно ценно, ведь колёса — единственная часть автомобиля, которая соприкасается с дорогой, и от качества работы зависит безопасность. Когда к нам приезжают семьями, мы понимаем, что ответственность возрастает вдвойне — и это мотивирует делать сервис максимально надёжным.
Бывает, что даже негативные ситуации оборачиваются ростом. Несколько лет назад мы сорвали срок доставки мотошины одному известному артисту. Он эмоционально рассказал об этом в соцсетях, и наша компания неожиданно получила всплеск брендовых запросов и рост доставки в несколько раз. Мы быстро извинились, компенсировали задержку, а заодно запустили новую механику: если не привезём вовремя — доставка за наш счёт. В итоге из неприятного эпизода получилось сильное маркетинговое решение, которое до сих пор работает.
Есть экспресс-доставка: мы декларируем 2–3 часа, на практике часто успеваем быстрее. Но оставляем запас — в городах-миллионниках пробки никто не отменял. Для дальних населённых пунктов, где нет наших центров, подключаем курьерские компании.
Когда кредиты подешевеют, это подтолкнёт спрос на новые автомобили. А дальше всё по цепочке: новые машины приезжают только на летней резине — значит, сразу потребуется зимняя. Через 2–4 года появится спрос на новые летние шины для этих автомобилей.
Если говорить о рынке шин, то сейчас он сокращается на 10–50% в зависимости от региона. В такой ситуации мелким фирмам очень трудно выжить: не все умеют быстро оптимизировать расходы.