Sunlight
Нишевые площадки и курьеры без опознавательных знаков. Как Sunlight объединил в себе e-commerce и розницу без участия маркетплейсов
Поговорили с Эдвардом Гришиным, Ecom-директором Sunlight, о лояльности клиентов, особенностях онлайн-покупки украшений и о том, почему маркетплейсы никогда не станут полноценной заменой независимому e-commerce.
Sunlight
товар Sunlight
на маркетплейсы,
мы размоем свой бренд — отдадим его
на волю кого-то другого. Клиент поймёт, что он может купить украшения Sunlight и там, и постепенно
станет заложником маркетплейсов.
Для нас это минус.
Их стратегия — в привлечении будущих селлеров с помощью очень привлекательных условий. Затем, с течением времени, они меняют условия — как это произошло недавно, когда крупные площадки без объяснения причин подняли комиссии.
Так что мы делаем упор на собственную модель. У нас есть и розница, и онлайн, и они могут работать в синергии: привлекать клиента в онлайн-магазин, а оттуда —
в офлайн-каналы.
Собственных возможностей для доставки тоже хватает. У Sunlight множество точек, а значит, большая зона для выдачи товара при заказе самовывозом. К тому же есть партнёрские сети, через которые мы можем доставлять в ПВЗ. Мы работаем с Яндекс ПВЗ, точками CDEK, Почтой России. Есть и другие способы отправки товара, в том числе экспресс-доставка через Яндекс, с которой заказ приходит в срок до часа.
Мы называем себя гипермаркетом ювелирных изделий, потому что у нас широкая матрица товаров. Прямо сейчас у нас на сайте представлено почти 30 тысяч уникальных украшений, если не учитывать размерный ряд. А если считать, скажем, кольца разного размера отдельными товарами, ассортимент будет ещё шире.
При этом мы продолжаем активно открывать торговые точки и работаем с партнёрской сетью доставок.
Хотя основной упор делаем на магазины.
Примерка ювелирных украшений играет очень большую роль. Два кольца одинакового размера в силу своей формы могут по-разному выглядеть на пальце. Есть кольца тонкие, есть более широкие, с необычным узором, удлинённые — они сидят на руке по-разному. Например, могут сдавливать, если у человека не идеально ровный палец.
Наша основная аудитория — девушки и женщины. Мужчин меньше: обычно они покупают подарки для своих жён или девушек. То есть покупательницы сами примеряют товар. И тут у нас преимущество перед маркетплейсами: там, если товар не подойдёт, его просто вернут. В итоге — большое количество возвратов. А мы можем их избежать.
Если человек оформит заказ в нашу торговую точку, но ему не подойдёт размер, мы предложим другие. А если окажется так, что нужного размера в этой точке нет, — привезём его из другой точки или склада в течение часа. В крупных городах мы можем очень оперативно привозить товары даже из других областей и быстро обеспечивать спрос на ювелирные изделия.
Верно, риски есть. Но существуют две вещи, которые помогают серьёзно их снизить.
Первый способ снижения риска — страхование грузов. Второй — то, что мы не брендируем доставщиков. Не пишем на машинах и сумках курьеров название компании, нигде не афишируем, что это едет доставка Sunlight. Потому что это яркий маркер для злоумышленников.
Курьер может везти любое украшение. Это может быть дешёвая серебряная подвеска или кольцо с бриллиантом за миллион рублей. Оно маленькое, его легко спрятать даже в кармане, но при этом очень дорогое. Такие вещи легко украсть. Поэтому мы не «светим» наших перевозчиков.
Если украшение украдут, его не получится, например, сдать в ломбард. По бирке будет понятно, что изделие не куплено официально. Такой товар в ломбарде не примут, если предварительно не снять бирку.
Доставка у нас работает по такому принципу. Она может быть платной — например, если покупатель заказывает что-то дешёвое в дальний регион, где нет магазинов Sunlight. В таком случае нам приходится подключать партнёрскую службу доставки и брать с клиента символическую оплату. Примерно 200–300 рублей. А если покупатель делает заказ, к примеру, за 10 тысяч рублей — в большинстве случаев доставка для него будет бесплатной.
Почему это важно: потому что мы продаём товары импульсивного спроса. Конечно, иногда покупка украшений запланированная: на свадьбу или юбилей. Там люди ответственнее подходят к выбору и, как правило, приобретают что-то на уровне высокого среднего чека. Но куда чаще люди покупают украшения импульсивно.
Второй наш плюс — широкий размерный ряд. Не все решаются купить неподходящий размер и подогнать. Всё-таки подгонка — сложная манипуляция, и, если человек не профессионал, он может повредить изделие. С нашими товарами такой вопрос не встаёт. Если клиенту не подошёл, условно говоря, размер кольца 15,5, мы предложим такие же, но 15-го и 16-го размеров. Можно примерить разные и выбрать подходящий.
Кроме того, у нас есть программа лояльности. Клиент получает бонусы за покупки или в рамках наших акций. На день рождения он может получить в подарок подвеску и сертификат на покупку украшений. Всё это мотивирует покупателей возвращаться и к тому же даёт преимущество в цене.
Если суммировать — мы расширяем программу лояльности и механики акций. И занимаемся этим очень активно.
Конечно, мы работаем с комментариями: отвечаем на вопросы покупателей по акциям и товарам. Это один из способов коммуникации с нами. Кроме того, в приложении и на сайте можно написать или позвонить в наш колл-центр, чтобы быстро уточнить какую-то информацию.
Кроме цены, людям важно качество. Именно соотношение цены, качества и покупательской способности клиентов и формирует спрос на наши товары.
Первая категория — это молодёжь. Для них BNPL — это тренд, удобный способ получить желаемый товар, чтобы не платить за раз некомфортную для них сумму. Они спокойно готовы разделить её на несколько месяцев, даже если покупают что-то относительно недорогое.
Вторая категория — люди постарше, от 35 лет. Для них BNPL скорее необходимость. Они хотят позволить себе товар более высокого уровня: более тяжёлое кольцо, бриллиант с большей каратностью. Сейчас у них нет возможности оплатить полную стоимость такого товара за раз. А вот частями — можно. И они выбирают BNPL, чтобы осуществить свою потребность.
А вторая категория считает, что золото и бриллианты — это инвестиция. Такие клиенты хотят передать ценную вещь по наследству и считают её способом сохранить деньги. Ведь золото растёт в цене каждый год.
Скорее всего, в этот момент рынок начнёт меняться в обратную сторону. Часть клиентов вернётся к крупным ретейлерам, которые смогли противостоять соблазну и не вышли на маркетплейсы, и будет покупать на их площадках. А ещё всегда есть категории, где людям нужно примерить товар, выбрать из нескольких вариантов. Это не только ювелирные изделия. Такие товары станут ещё одним толчком для возвращения на нишевые площадки.
Да, маркетплейсы позволяют примерить товар в ПВЗ. Но продавцы не всегда готовы отгрузить несколько колец разного размера на одну точку, чтобы выкупили из них только одно. К тому же случаются подмены товаров, воровство, обман — из-за них селлер может потерять деньги.
В розничных магазинах омниканальной сети такой проблемы нет. Если клиенту не понравится один размер — найдётся такое же изделие другого размера. Для покупателя это преимущество, которое не всегда есть у маркетплейсов.
Думаю, дальнейший путь будет таков. Крупные игроки независимого ретейла станут своего рода нишевыми маркетплейсами в своём сегменте и объединят в себе рынок. Обычные маркетплейсы, скорее всего, будут работать с низким чеком. А нишевые будут содержать более широкий чек — от низкого до высокого — давать лучший сервис, который продолжит привлекать к ним клиентов.