Михаил Ярцев
Директор по стратегическому маркетингу «Пятёрочки»
Смотреть

Омниклиенты, миссия и особенности фуд-ритейла: интервью с директором по стратегическому маркетингу «Пятёрочки»

«Пятёрочка» — крупнейшая сеть магазинов у дома в России. Компания появилась в 1999 году и скоро стала частью X5 Group. Сегодня «Пятёрочка» работает почти по всей России — от Калининграда до Владивостока.

Директор по стратегическому маркетингу Михаил Ярцев рассказал о целях и миссии «Пятёрочки», развитии онлайн-каналов и портрете омниклиента. А заодно поделился информацией о том, как они изучают конкурентов.

Михаил Ярцев
Директор по стратегическому маркетингу «Пятёрочки»
Смотреть
Как появилась «Пятёрочка»? В каком направлении сейчас развивается?
«Пятёрочка» заявила о своей миссии с самого начала: хорошие продукты по низким ценам. Когда пришли на рынок, такого явления, как дискаунтеры, ещё не существовало, мы стали первыми.

Конечно, за эти годы изменилось многое. Возникли новые ниши, рынок сильно фрагментировался. Например, появились магазины-специалисты, а в последние годы активно растут хард-дискаунтеры — магазины с очень низкими ценами и небольшим ассортиментом. Мы относимся к сегменту софт-дискаунтеров и делаем акцент на сервисе. Стараемся предоставлять гостям такие услуги, которые сделают их немного счастливее.

Однако наше основное предложение клиенту — всё-таки цены, на этом преимуществе мы держим чёткий фокус, но при этом не в ущерб качеству, глубине и широте ассортимента.
speaker
Как изменилось поведение покупателей за годы работы сети?
Прежде всего изменилось ядро аудитории. Сегодня мы научились очень точно определять так называемые клиентские сегменты, или «персоны». У нас их семь, и каждую определяем по ряду характеристик, анализируя покупательское поведение. Для удобства восприятия и понятности мы эти персоны представили как «семью Смирновых». В ней есть все типы нашей аудитории — от пенсионеров до зумеров.
А также произошла смена поколений. Мы делаем определённый акцент на поколениях Z и Альфа. По нашим прогнозам, в 2030 году они будут составлять уже 30% от всех покупателей в нашем сегменте. Это очень много. И с учётом того, что у этих поколений свой взгляд на мир, привычки, потребление — под них надо подстраиваться.
Например, известно, что они любят свободу и мобильность, склонны к гедонизму. Молодые люди проводят в сети больше четверти суток, поэтому им очень важен онлайн. Они не хотят тратить время на готовку и часто выбирают уже готовые блюда. То есть покупатели этих поколений кардинально отличаются от покупателей поколений Baby Boom и X.

Исходя из этого, мы адаптируем и наш ассортимент. Например, если несколько лет назад готовая еда занимала не более долей процента в РТО, то сейчас это уже целые проценты, а в скором будущем будут десятки процентов.

Как у вас синхронизируются онлайн и офлайн-каналы? Вы пытаетесь их сочетать, переманивать людей в онлайн?
Мы никого не заставляем никуда переходить — всё должно быть по любви. Это вообще основа нашего бизнеса.
Если говорить про онлайн, на нём у нас много завязано. Доля онлайн-покупок сейчас на уровне 3,5% — это огромные цифры в абсолюте.
Это заказы через ваше ПО или партнёрское?
70% — заказы через приложение, 30% — через агрегаторы. С самого начала развития в онлайне мы делали упор на собственное МП, чтобы быть самодостаточными. Агрегаторы помогают в масштабировании.

Если говорить детальнее, мы разделяем всех покупателей на три типа: офлайн, онлайн и омниклиенты. Омниклиенты используют оба канала. Таких покупателей у нас 7%. Их средний чек в 2,5 раза выше, чем у офлайн-клиентов. Поэтому они интересуют нас больше.

Для омниклиентов «Пятёрочка» становится основным магазином. Такой покупатель приносит больше денег, чем офлайн и онлайн в сумме. И это заставляет нас делать особенный акцент на омниклиентах: они — ещё одна причина верить в онлайн-формат на рынке и активно его развивать.
Какие особенности онлайна у «Пятёрочки»? Платежи, ассортимент, витрины кочуют из офлайна, или там всё отдельное? Или вы поддерживаете омниформат?
Омниформат, конечно. Надо всегда идти от покупателя. Если смотреть на онлайн и офлайн — там у покупателей есть фундаментальные, принципиально важные различия в поведении. В офлайне главная причина выбора магазина — геолокация. Чем ближе к дому, тем вероятнее, что человек пойдёт туда. Конечно, про цены, ассортимент и сервис забывать нельзя, но расположение всё же определяет.

А в онлайне важнее сервис и скорость доставки. Здесь мы конкурируем с целыми экосистемами фуд-ритейла: Яндексом, Сбером. А это значит, что в онлайне резко выросли ставки. Мы должны не только создать удобное ПО, но и работать над скоростью и качеством доставки, ассортиментом в приложении. Например, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы товар при доставке пострадал. 

Если говорить про распределение ролей, то сети привлекают и удерживают клиентов, а задачи и ориентиры устанавливает подразделение Х5 Digital. Сети занимаются коммерцией, выставляют цены, и от них зависит, когда и по какой цене продукт появится в приложении. 

Словом, всё объединено. Мы развиваем омниформат на уровне клиента и на уровне бизнеса.

speaker
speaker
Как происходит привлечение и удержание клиентов? У фуд-ритейла есть особенности, и у вас могут быть свои специфические приёмы
Вообще, воронка классическая: привлечь, удержать, сохранить. Но в фуд-ритейле, действительно, есть важное отличие от других категорий — здесь удержать клиента, пожалуй, самое сложное. Каждый день он делает выбор в пользу того магазина, куда его тянет. Сегодня это «Пятёрочка», завтра «Чижик». Поэтому ежедневно надо прикладывать все усилия, чтобы человек нас выбирал снова и снова. На это влияет всё: расположение, сервис, цены, ассортимент. И каждый день нужно работать над этими показателями. Это про офлайн.
В онлайне всё ещё сложнее и интереснее. На самом деле большая доля нашего промо приходится на онлайн, и доля промо выше в онлайне, чем в офлайне. По статистике, более 30% промо уже сейчас в онлайне, соответственно, конкуренция здесь жесточайшая.
Ещё добавлю про важность HR, как бы странно это ни звучало. Сложно представить, насколько важную роль сегодня играет доступность кадров на рынке. Если в персонале недостаток — тормозится доставка, логистика, товаров на полках становится визуально и физически меньше, так как их не успевают подвезти, выставить и своевременно представить на полке. И клиент просто уходит. Назад его не вернуть никаким маркетингом.
У вас есть персональные онлайн-инструменты вроде динамического ценообразования, бандлов?

Конечно, и это помогает привлекать покупателей. Сейчас мы перешли на CVM (Customer Value Management) — путь клиента от первого до последнего касания. Попробовали такое в офлайне в 2019 году, настроили работу и теперь переносим практики в онлайн. Например, разрабатываем персонализированную рекламу полностью инхаус: у нас есть отделы разработки и дата-аналитики, которые отвечают за промо. Это позволяет не зависеть от других вендоров и быстрее работать над прокачкой приложения. Сейчас мы отправляем более 1 200 персонализированных рассылок в месяц общим объёмом около 140 миллионов коммуникаций, хотя начинали мы с точечных и штучных активностей. 

Теперь, когда доросли до нынешнего уровня, активно развиваемся в этом направлении. Работаем дальше над персонализацией и добавляем real-time механики в онлайне: их нам пока сильно не хватает.

Какие у вас способы оплаты, хватает ли их вам и покупателям?
Сейчас у нас 68% платежей проходят безналично, из них порядка 5% — через СБП. Мы сотрудничаем с НСПК и активно развиваем такой формат оплаты. Это выгодно и для нас, и для партнёра, и для покупателей.
Когда покупатель уже стоит на кассе, важно, чтобы не было никаких промедлений. Чем быстрее он завершит покупку, тем лучше ему, людям в очереди и кассиру.
По этой причине, например, мы не используем номер телефона, как способ применения карты лояльности, так как вбить более 10 цифр в аппарат куда дольше, чем просто отсканировать штрихкод.

А что касается систем платежа в целом, применяем практически всё, что востребовано и активно используется покупателями.

Покупать продукты в кредит — это странно. А как на счёт оплаты частями? BNPL может быть полезен для крупных корзин на праздники
Для кого‑то это может быть востребовано, но всё‑таки средний чек в фуд-ритейле — несколько сотен рублей. Это несравнимо с сегментами фэшн или бытовой техники, где оплата частями — устоявшаяся практика. У нас BNPL будут использовать нечасто, много денег это не принесёт, и поэтому есть более важные задачи.

Однако, если найдём удобный сервис, который можно будет легко и быстро интегрировать, — сделаем с радостью. Но до этого мы должны сначала улучшить геймификацию, прокачать программу лояльности — словом, добавить интересные и классные инструменты вовлечения.

Я не говорю BNPL «нет» — наши онлайн-покупатели точно оценят такую возможность, потому что средний чек там выше. Но пока что для нас это не мастхэв.

А если пофантазировать, что «Пятёрочка» подключит себе BNPL, где вы его реализуете: в онлайне, офлайне или и там, и там?
Зависит от покупателей. Смотря кого будет больше: молодых, которым такие сервисы понятны, или клиентов старшего поколения. Вот это надо изучать первым делом, а дальше уже разбираться, где они чаще покупают: онлайн или офлайн.
Вы используете свой опыт как покупателя, чтобы развивать компанию? Вдохновляетесь конкурентами?
Конечно! У нас даже есть так называемые полевые дни. По четвергам и пятницам часть команды выезжает в разные магазины, изучает их опыт и запоминает интересные фишки. Другие команды тоже следят за трендами, приносят идеи, и мы думаем, можно ли сделать также или лучше. 

Ещё смотрим на собственный опыт и стараемся мгновенно улучшать какие‑то моменты. Часто это связано с физическим пространством в магазине, выкладкой товаров, планограммами. Например, из последнего: поставили микроволновки в магазинах, чтобы покупатели могли тут же разогреть готовую еду. И не сразу поняли, что расположили их слишком низко — людям было неудобно наклоняться. Обнаружили это как раз в ходе одного из выездов по магазинам и быстро всё поправили. 

Помимо физических магазинов мы работаем и с контактным центром: меняем скрипты и алгоритмы, чтобы покупателям было легче с нами общаться.

Если резюмировать, сейчас мы собираем много обратной связи и делаем всё, чтобы решать проблемы в течение 24 часов. А в планах — за считаные минуты. Люди уже привыкли, что на их пожелания и запросы реагируют мгновенно. И я надеюсь, что мы станем первыми в фуд-ритейле, кто сможет это воплотить в реальность.
Thu Dec 19 2024 12:49:16 GMT+0300 (Moscow Standard Time)