Тана Мелех
Директор по развитию бизнеса
и финансовых сервисов в MIUZ
Смотреть

Омниканальность, страх банков перед ювелиркой и влияние бриллиантов на мировоззрение: интервью с руководителем MIUZ Diamonds

MIUZ Diamonds — так после ребрендинга называется Московский ювелирный завод, основанный в 1920 году, — делает ювелирные украшения и продаёт сертифицированные драгоценные камни.
Тана Мелех, директор по развитию бизнеса и финансовых сервисов в MIUZ, рассказала, как компания развивалась, привлекала покупателей и почему банкам «не нравится» ниша ювелирных украшений.
Тана Мелех
Директор по развитию бизнеса и финансовых сервисов в MIUZ
Смотреть
Как сейчас развивается MIUZ? Откуда пришло новое название?
Первое слово — наша аббревиатура: MIUZ — известное наименование и часть нашей айдентики. Diamonds — наше главное направление, в основном мы работаем c бриллиантами.
Ребрендинг коснулся не только нейминга и внешнего вида бутиков: мы переделали магазины, создали флагманские точки — ювелирные центры нового формата. Ребрендинг поменял и отношение команды к своей работе, и отношение покупателей к нам.
Кто ваши покупатели? Как бы вы охарактеризовали целевую аудиторию?
Мы создаём дорогой, высокоинвестиционный продукт, который нельзя купить с наскока. Отличительная черта нашей ЦА — осознанность. Наши покупатели знают, что хотят и как это получить. Осознанность целевой аудитории выделяет MIUZ Diamonds на фоне остальных ювелирных магазинов.
Наши покупатели знают, что хотят и как это получить. Осознанность целевой аудитории выделяет MIUZ Diamonds на фоне остальных ювелирных магазинов.
Есть мнение, что продавать ювелирные украшения онлайн — рискованно, потому что товары маленькие и дорогие. Это правда?
Верно, что онлайн-продажи так или иначе сопряжены с рисками, которые могут возникнуть и при доставке, и при оплате. Но по этой логике, получается, что онлайн невозможно покупать ни большие, ни дорогие товары. Но на самом деле при онлайн-продажах в ювелирном сегменте важны не размер и цена, а доверие к бренду.
Офлайн-коммуникации проще
Человек увидел роскошное украшение на витрине и решил, что купит его, — товар продаёт сам себя. В онлайне товар не вызывает доверия одним своим видом, поэтому мы сами проводим клиента от этапа «вижу бриллиант» до этапа «бриллиант мой».
Заплатить 500 000 рублей в сети нелегко: чтобы снять стресс с покупателя, мы делаем покупку простой, безопасной и приятной. Нам доверяют, поэтому и в онлайне есть такие чеки.
Насколько у вас похожи продажи онлайн и офлайн?
У нас они различаются тем, что в интернет-магазине товар хуже себя продаёт, — ведь это всего лишь картинка. В бутике покупателей привлекают уникальность и презентабельность украшения, атмосфера заботы. Люди могут сразу купить то, что понравилось, без длинной цепочки шагов. 
В онлайне мы настраиваем платёжные системы, доставку, удобство корзины и отложку. И ориентируемся на омниканальность: переносим фишки из онлайна в офлайн и наоборот. Так, если человеку что-то понравилось в интернет-магазине, но к покупке он пока не готов, можно добавить украшение в отложку. Если купить хочется, но не хватает денег, — на сайте можно запросить рассрочку или кредит.
Некоторые добавляют товар в корзину, запрашивают рассрочку и покупают уже офлайн. Нам важны не отдельные функции, а удобство в целом. Место покупки не играет роли.
Как вы привлекаете в онлайне?
По-разному, стандартно тоже. К примеру, используем контекстную рекламу. Это намного лучше, чем бомбить обычными баннерами. Однако высокий статус покупателей подталкивает использовать и другие подходы. Например, спецпредложения, таргетированные с помощью банков.
Какой момент для конверсии в покупку вы считаете главным?
Для нас главное, чтобы путь клиента был прозрачным, удобным, со всеми возможными плюшками. И чтобы ассортимент возможностей в офлайне и онлайне был одинаковым. Это и есть омниканальность.
Для удержания покупателей мы анализируем все этапы воронки. Нам интересно, как настроены процессы и опции, которые даём аудитории. Если человек уходит с сайта или из магазина — разбираемся почему и улучшаем воронку.
Всё всегда упирается в потребности клиента. Если человек был готов к покупке, но отказался — значит, мы не закрыли до конца его потребность. Вот такие моменты стараемся улавливать и исправлять.
А бывает, что при оптимизации одного параметра другие метрики тоже растут?
Мы сравниваем это с отлаженным часовым механизмом: если хоть одна шестерёнка заедает — остальные тоже не крутятся. Следим за новыми сервисами и выводим гипотезы: где лучше рост по охватам и среднему чеку. Каждое нововведение тестируем и выясняем, не ошиблись ли.
Например, с 2016 года мы начали подключать кредит и рассрочку. Начали одними из последних, когда бум на кредитование давно стих. Мы не торопились, а проверяли каждый шаг, шли тихо, но верно. И это повлияло на продажи: люди должны были понять, что украшения в кредит брать можно, а иногда — нужно. 
Сейчас подключаем сервисы оплаты частями — в том числе Яндекс Пэй. Покупатели рады, мы — тоже, но ждём, когда там повысят лимиты. Наш средний чек в офлайне 120–140 тысяч рублей, и пока ещё не все банки и сервисы готовы к таким суммам. Кредитование, BNPL и прочие радости действительно влияют на средний чек: в онлайне — сильнее, в офлайне — слабее.
Какие способы платежа у вас доступны?
Внутри шутим, что можно заплатить даже станцевав. А если серьёзно — подключаем всё, что есть на рынке. Чем больше выбор — тем довольнее наши покупатели, а это наш приоритет.
А какие из способов оплаты самые популярные?
Как часто берут в кредит?
Продаж в кредит у нас около 15%. Это немного, но мы довольны. Особенно когда видим, что в этой цифре много новых клиентов с сервисов оплаты частями. Люди позволяют себе больше, из-за чего и UPT — количество товаров в чеке — растёт.
Сейчас, например, людям не так страшно покупать украшения сетами — потому что внести небольшой платёж в рассрочку легче, чем заплатить миллионы за раз. А брать полные сеты удобно: иногда бывает, что человеку хотелось собрать набор, но сразу купить не смог, а потом не получилось найти нужное кольцо. Приходится заказывать отдельно, ждать. BNPL‑сервисы решают эту проблему.
Выходит, без кредита сегодня никуда, даже в сфере ювелирных украшений?
Кредит сейчас — обычное явление. А бриллианты — такая же вещь, как автомобиль: жить без них можно, с ними — приятнее. На украшения тоже можно брать кредит.
Часто вы видите, чтобы авто за 10 миллионов брали одним платежом? Вот и у нас так: мы позволяем получить желаемое благодаря кредиту.
В чём разница между кредитами, рассрочкой и оплатой частями?
Для нас — ни в чём. Мы подключаем все эти системы. Сотрудничество с ними почти бесплатно, а конвертят они одинаково хорошо.
А в чём разница для покупателя?
Для покупателей разницы тоже почти нет, разве что по бонусам просадка: при оплате частями не начисляется кешбэк. А вот оплата кредиткой или дебетовой картой принесёт немало бонусов.
Бывают отказы при оформлении кредитов или рассрочек?
Случались, потому что банки боятся выдавать кредитные продукты на ювелирные украшения. Дело в рисках: никто не запрещает купить дорогой бриллиант, продать его в ломбарде и не платить по кредиту. Ухудшаются показатели first payment default — важнейшие для банков.

Однако за много лет мы заработали себе кристальную репутацию по кредитованию. Спасибо нашим дорогим клиентам, которые — возвращаясь к началу интервью — самые ответственные люди.


Бывает, что люди берут в кредит украшения к конкретным событиям?
Берут, особенно в свадебный сезон. Мы научили наших покупателей понимать разницу: вещь дорогая на данный момент или в целом? Обручальные кольца дорогие, но на фоне свадьбы это не воспринимается: событие слишком масштабное.
Что берут в рассрочку чаще?
Если человек пришёл за вложением, он выберет камень с лучшими характеристиками. А это стоит немалых денег. Вот тогда прибегают к рассрочке. Ещё так берут самые дорогие товары в ассортименте.
У вас надо заполнять формы с личными данными и кодом из СМС?
Ещё раз отмечу, мы делаем упор на то, чтобы всё было как можно проще. Сейчас интегрируем систему Яндекс Пэй. И как же она хорошо сказывается на моральном духе клиента! Не хотим, чтобы люди нервничали, заполняя кучу полей для покупки.
Сервис Яндекс ID — тоже спасение в этом плане. Пока только интегрируем, надеюсь, скоро увидим результаты.
У вас есть программа лояльности. Расскажите!
Мы используем карты лояльности со скидками: серебряную, золотую, платиновую и VIP. Ещё сотрудничаем со всеми банками, которые начисляют кешбэк. Заметили, что люди чаще возвращаются, если получают приятный бонус.
Какие фишки других онлайн-магазинов вам хочется перенять?
Никогда не используем насмотренность в бизнесе. Перекладывать собственный опыт и вкусы на ведение бизнеса — фатальная ошибка. Всё зависит от целевой аудитории и её пожеланий.
То, что я без ума от жемчуга, не значит, что MIUZ Diamonds начнёт продавать его в большом количестве: нашей целевой аудитории он может быть не нужен. В нововведениях мы всегда опираемся на тесты и аналитику, ставим ЦА на первое место.
И несколько слов напоследок…
Хочется отметить, украшения и бриллианты — это не товары первой необходимости, да и вообще не товары в общем понимании. Ювелирные украшения — это эстетика. Они меняют восприятие мира и взгляд на него.
Считаю, украшения должны быть доступны всем, потому что каждый имеет право наслаждаться красотой. И рада, что такие сервисы, как Яндекс Пэй, помогают в этом.
Сегодня многие могут позволить себе бриллианты и чувства, которые с ними связаны. К тому же это выгодно: драгоценные камни со временем растут в цене.
Wed Oct 02 2024 18:10:51 GMT+0300 (Moscow Standard Time)